Я и сам не раз шатал токоприёмник

10 декабря 2015, 20:31. Новости 1520. Мы поговорили с подростком, который увлекается зацепингом - экстремальным катанием на крыше скоростных поездов и между вагонами. Зачем зацеперы делают это, в каком возрасте это проходит, и какими ослепительными бывают искры, если шатать токоприёмник.

Я узнал о зацепинге в 2012 году, тогда мне было 12 лет. Просто увидел видеоролик в интернете и подумал, что это безумно, но круто. Я удивлялся этим людям, пока сам не попробовал. Всё-таки хотелось испытать вот эти классные ощущения, несмотря ни на что.

Опыта совсем не было, я даже не знал техники безопасности такого передвижения. Но это было круто и страшно одновременно.

Чувства словами не передать. Всё происходило на Горьковском направлении, на станции Реутово, оттуда с другом мы уехали на зацепе до следующей станции Новогиреево.

Ехали естественно в первый раз сзади. У нас даже в мыслях не было ехать сразу на крыше, страховки никакой не было. Это был конец марта и было очень снежно: в электричке поручни и подножки обледенели.

Ехали таким образом: одну ногу поставили на подножку, которая была с боку, другую ногу на сцепку электропоезда. Держались одной рукой за подстекленный поручень, а другой рукой - за центральный поручень. Так вероятность поскользнуться и упасть была меньше.

Мне, конечно, жалко зацеперов, которые погибли. Но они умирают из-за несоблюдения техники безопасности.

Зацеперы умирают чаще всего потому, что трогают токоприемник под напряжением в тысячи вольт.

Один неверный шаг и тебя пробивает током. В лучшем случае – это просто очень сильные ожоги. В худшем - сгоришь дотла.

Вы у меня спросите, а для чего они это делают? С 2012 года началась такая мода. Сначала не было смертей, а потом - одна за другой. И вот, на дворе 2015 год, а некоторые люди занимаются этим до сих пор, считают, что это круто.

Все, кто выпендривается шатанием токоприёмников [он же пантограф, те самые рога электропоезда], не понимают, что этому приходит конец в прямом и переносном смысле. Кстати, от этого возникают серьёзные помехи в работе машиниста.

Когда опускаешь токоприемник, в воздух летят ослепительные искры.

Да, это классно, но всё же жизнь дороже, чем вот эти, можно сказать, понты. Да я признаюсь, я опускал токоприемник и не один раз. Но с этим уже давно покончил, потому что лучше спокойно проехать и насладиться красотами и скоростью, чем вот так же понтоваться перед своими друзьями.

Вот как выглядит шатание токоприемников.

Да, на видео я его опускаю, но всё это было давно и лишь для видеозаписи.

Я знаю немало трагичных случаев при зацепинге, однажды даже со мной чуть не произошла трагедия, но вовремя помогли друзья. Я также уверен, что гибель зацепера – это лично его вина, а не машиниста или полицейских.

Зацеперы находят друг друга с помощью групп в социальных сетях, там легко найти своего напарника по этому делу. Также, если едешь на зацепе, то к тебе в пути могут присоединиться люди, которые хотят ехать таким же образом. В пути ты с ними знакомишься, потом находите этого/этих людей в какой-нибудь социальной сети и списываешься, чтобы поехать ещё.

Родители много раз узнавали об этом моем увлечении. Сначала ругали, наказывали. Сейчас, я думаю, они тоже знают, что я до сих пор увлекаюсь этим, но уже ничего не говорят, потому что поняли, что это бесполезно. Большинство друзей у меня занимаются этим же, раньше была девушка, так вот она запрещала эти заниматься. Теперь девушки нет.

Сейчас я много занимаюсь учебой, на носу уже, считай, экзамены, которые я должен сдать на нормальные оценки. Зацепингом я всё равно увлекаюсь, но это уже скорее просто обычный способ передвижения, чем развлечение. Мы с друзьями любим путешествовать, любим ездить на какие-нибудь заброшенные места.

Романтика зацепинга в скорости и красивых местах.

Когда ты едешь на зацепе, ты видишь с разных ракурсов эти прекрасные леса, поля, луга, болота, реки, деревни, дачи – всё это очень завораживает.

Ещё скорость, она прям вдохновляет тебя и бодрит, ты её хорошо ощущаешь. А великолепными закатами можно любоваться вечно. Это всё трудно передать словами.

Зацеперы обычно выглядят так: кроссовки, и другая спортивная обувь не белого цвета, иногда камуфляж. После вылазки на крышу у них грязные руки, может быть, грязное лицо, на одежде есть пятна мазута. На руках перчатки, на лице - маска, на голове может быть камера. Некоторые носят горнолыжные очки.

Характер у зацеперов бывает разный. Есть адекватные зацеперы, а есть неадекватные. Неадекватные зацеперы кричат, нарушают технику безопасности, вандалят.

Возраст у зацеперов тоже очень разный. Это могут быть дети, которым по 11-12 лет, могут быть подростки от 14 до 17 лет, а могут быть люди, которым 18 и более. Я встречал людей лет сорока, которые ездят таким образом на работу.

Например, весной или ранней осенью по Ярославскому направлению МЖД ездит много мужиков, которым по сорок и больше лет. Мне кажется, они просто не хотят толкаться в вагоне, или нет денег заплатить за проезд.

Думаю, что подростки увлекаются зацепингом, потому что нет денег на другой экстремальный спорт и всякие кружки.
Некоторым ребятам просто нравится железная дорога, они хотят больше узнать об электропоездах, увидеть больше красивых станций. Кто-то хочет себе найти новых друзей: увидев людей, которые ездят на зацепе, они решает для себя точно так же проехаться и стать частью тусовки.

Среди зацеперов бывают те, кто просто не успел зайти через дверь или физически не поместился в вагоне в час пик. Проехав однажды на зацепе, они потом делают это снова и снова.

Самый запоминающийся зацепинг был у меня на скоростном поезде «Ласточка», ехали с другом между вагонами зимой. С Курского вокзала до Серпухова ехали час – без происшествий, но замёрзли сильно. В метро тоже ездил, было дело, на зацепе поезда «Русич», правда, чуть не попались сотрудникам полиции.

Я был в отделении полиции за зацепинг всего однажды. Мы с друзьями ехали на пригородной электричке по Ярославскому направлению, и я решил пробраться на крышу электропоезда. Когда пролезал через резину в межвагонье, то сзади за рюкзак меня схватил помощник машиниста.

Он меня и сдал полицейским. Друга, который со мной ехал, не поймали, но он не бросил меня и тоже сдался полиции. У товарищей полицейских мы просидели два часа.

Они позвонили родителям, но родителям было долго ехать до отделения, и меня отпустили одного.

Сказали, что родители должны будут сообщить, когда я вернусь домой. Другу моему уже было 18 лет, поэтому его просто продержали в отделении почти весь день и отпустили.

Прохожие реагируют по-разному. Кому-то все равно, кто-то улыбается и машет рукой, а кому-то не всё равно. Мы называем их идейными пассажирами. Что они делают? Они пытаются согнать с зацепа, могут в зацепера швырнуть что-нибудь, иногда это опасно. Иногда могут просто вызвать сотрудника полиции или привлечь внимание машиниста.

Некоторые одобряют. Совсем недавно мы ездили с друзьями в каменоломни, закупились всем нужным в магазине Ашан. В вагон нам с другом не хотелось: в руках у нас пакеты с едой и тяжелые рюкзаки с вещами. Мой друг надел капитанскую фуражку. Приезжает электричка, а мы со всем добром залезаем на зацеп, но видим, что в кабине помощник машиниста. Наши действия он неожиданно одобрил, и аж сам над нами смеялся всю дорогу пока мы ехали.

На память даже сфотографировал.

Опытный зацепер, по моему мнению, это зацепер, который технику безопасности знает от и до. Знает много информации о железной дороге, электропоездах, станциях и зацепинге. Как минимум, 2,5 года в зацепинге – это уже опытный.

Я сам занимаюсь зацепингом три года – у меня большой опыт, я перепробовал все дисциплины и все действия рассчитываю наперёд. Я уже ничего не боюсь и соблюдаю технику безопасности.

Известные зацеперы - это та часть людей, которые чем-то прославились в зацепинге. Сделали что-то трудное или просто часто светились где-то в новостях про зацепинг.

Думаю, что я скоро завяжу с зацепингом, потому что будет либо учёбы много, либо работы, и времени на зацеп просто не останется. У меня уже сейчас времени на всё не хватает, потому что скоро экзамены и надо сдать их на хорошие оценки, чтобы с будущим не было проблем.

Что бы я сделал, если бы узнал, что мои дети занимаются зацепингом? Я бы наказал их неплохо.

Нехило бы они от меня получили. Ещё я бы им потом доходчиво объяснил, что этим заниматься нельзя. Рассказал бы, как это опасно, рассказал бы истории из своего личного опыта.

Я бы всегда знал, что они пришли с зацепа, потому что одежда была бы в мазуте и грязная.

Обсудить статью на Форуме: перейти по ссылке