РЖД: неделимое частное

РЖД: неделимое частное

21 октября 2015, 18:11. Новости 1520. Инициатива Министерства экономического развития по разделению АО «Российские железные дороги» на локомотивную и инфраструктурную составляющие было воспринято представителями компании-монополиста и игроками рынка неоднозначно: с одной стороны все понимают, что настало время перемен и есть необходимость в проведении реформ, но здесь, как в любом деле требуется действовать грамотно и планомерно.

Прежде всего, наиболее очевидным полезным результатом данной реформы может служить стимулирование развития здоровой конкуренции на рынке железнодорожных перевозок. В настоящий момент ОАО «РЖД», являясь и перевозчиком, и владельцем инфраструктуры, может устанавливать требования ко всем перевозчикам, желающим получить доступ к такой инфраструктуре, что, по сути, открывает возможность для получения преимуществ в конкурентном сегменте. Если при разделении функция по установлению требований останется у компании-владельца инфраструктуры, тогда у компании-перевозчика не будет механизмов, позволяющих диктовать свои условия другим участникам рынка. Таким образом, данная реформа может быть полезна для железнодорожного транспорта, поскольку, структурно отделяется деятельность в конкурентном сегменте (перевозки) от деятельности в монопольном.

Отдельно стоит сказать о специфике такой процедуры как разделение компании с правовой точки зрения. Реорганизации системообразующей компании в любом случае будет сопряжена с большим числом организационно-правовых сложностей, связанных с распределением имущества, прав и обязанностей по действующим обязательствам. Наиболее острым, в данном случае, будет вопрос о балансе интересов реорганизуемого юридического лица (ОАО «РЖД) и его кредиторов. Эта проблема связана с тем, что реорганизация в форме выделения (а именно такой способ был предложен 07 октября Министерством экономического развития), равно как и разделение предполагают под собой распределение между реорганизуемым и вновь создаваемым обществом всех прав и обязанностей, имеющихся у реорганизуемого общества. Кредиторы ОАО «РЖД», вступая с последним в правоотношения, исходили из определенных объективных данных о контрагенте (о его имуществе и виде деятельности), следовательно, изменение статуса (состава имущества, вида деятельности) контрагента не всегда может отвечать интересам кредиторов. Для соблюдения баланса интересов может потребоваться серьезная договорная работа, заключающаяся в проведении переговоров и изменении условий существующих договоров. При этом, необходимо отметить, что сторонам не всегда удается договориться.

В таком случае кредитор вправе реализовать принадлежащее ему на основании статьи 60 Гражданского кодекса РФ право потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом.

Процедура реорганизации системообразующей компании связана и с риском возникновения большого количества судебных споров. Кроме того, очень важным является вопрос распределения имущества реорганизуемого лица, особенно, учитывая целеполагание, изложенное МЭР.

Обсудить статью на Форуме: перейти по ссылке