ОАО «РЖД» скорректировало программу развития тяжеловесного движения

ОАО «РЖД» скорректировало программу развития тяжеловесного движения

25 августа 2015, 18:55. Новости 1520. Увеличение массы поездов до 7-9 тыс. тонн потребует свыше 100 новых локомотивов и дополнительной модернизации путей.

ОАО «Российские железные дороги» доработали программу развития тяжеловесного движения в России до 2020 года с учетом поправок министерства транспорта РФ, сообщили в пресс-службе перевозчика. Реализация программы (копия доработанного документа есть в распоряжении Gudok.ru) предполагает значительное повышение пропускной способности на сети железных дорог и наращивание дополнительного объема перевозок грузов.

В частности, в РЖД прогнозируют увеличение объемов перевозок грузов к 2020 году на 18% по сравнению с показателями 2014 года, прирост по углю оценивается на уровне 23%, перевозки нефтяных грузов должны вырасти на 5%. Наиболее важными направлениями транспортировки этих и других сырьевых грузов будут оставаться экспортные терминалы морских портов РФ. Согласно документу, основанному на положениях Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года, движение поездов максимальной массой 9 тыс. тонн будет реализовано на направлениях Кузбасс – Северо-Запад, Кузбасс – Центр и Кузбасс – Юг, а на направлении Кузбасс – Дальний Восток предельный вес грузового поезда будет увеличен до 7,1 тыс. тонн.

В РЖД пояснили, что на направлении Кузбасс – Дальний Восток для организации массового движения тяжелых поездов потребуются дополнительные мероприятия по усилению верхнего строения пути и земляного полотна, строительство и реконструкция искусственных сооружений, усиление устройств электроснабжения.

Сейчас предельная масса грузовых поездов, эксплуатируемых на железных дорогах России составляет 6,3 тыс. тонн. Ранее старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович отмечал, что с момента образования компании в 2003 году средняя масса грузового поезда увеличилась на 8,4%.

Увеличение массы поезда предполагается достичь с помощью использования вагонов с повышенной грузоподъемностью, а также увеличения их числа в одном составе. При этом эксплуатация поездов повышенной массы потребует дополнительного развития систем электроснабжения, автоматики, телемеханики и связи РЖД, а также подготовки верхнего строения пути и искусственных сооружений к эксплуатации вагонов увеличенных габаритов с повышенными погонными и осевыми нагрузками. Кроме того, необходимо разработать и реализовать мероприятия по сохранности вагонного парка, эксплуатируемого в поездах повышенной массы и длины, считают в РЖД, а также удлинить приемо-отправочные пути станций и усилить устройства их электроснабжения.

Согласно новому варианту программы, под движение поездов массой 9 тыс. тонн должно быть подготовлено 4,8 тыс. км железнодорожных путей на наиболее важных направлениях, что составляет 5,6% от общей длины железных дорог общего пользования в России. Помимо этого, необходимо ликвидировать 513 «пучинных участков» (в общей сложности 45,7 км путей, где из-за замерзания воды в грунте происходит вспучивание железнодорожного полотна), устранить 260 неустойчивых и деформирующихся перегонов, восстановить 660 км дефектных водоотводных сооружений.

Новая версия документа предусматривает закупку дополнительных тяговых мощностей. Потребность в локомотивах для тяжеловесов массой 9 тыс. тонн при максимальном количестве пар поездов в сутки составляет 107 единиц, в том числе 7 новых газотурбовозов ГТ-1 (сверхмощный локомотив с двигателем на газовом топливе).

В программе не указана стоимость предполагаемых мероприятий. Перевозчик лишь уточняет, что источники финансирования могут быть уточнены по итогам разработки и согласования финансово-экономического обоснования программы.

Эксперты и участники рынка отмечают, что наращивание пропускной способности железных дорог, в том числе через развитие тяжеловесного движение будет актуальным для промышленности. Управляющий директор ООО «Мечел-Транс» Сергей Кулаков заметил, что реализация РЖД программы развития тяжеловесного движения к 2020 году положительным образом скажется не только на существующих «узких местах» инфраструктуры, но и в целом на всей сети железных дорог. «Увеличение веса поезда с одновременной модернизацией инфраструктуры и ростом доли грузоотправок по установленному графику движения приведет к оптимизации транспортных затрат не только у грузоотправителей, но и у РЖД, - говорит топ-менеджер. - Это произойдет за счет объемов грузооборота и увеличения скорости доставки». По словам Кулакова, «Мечел» проявляет особую заинтересованность в развитии направления Кузбасс - Дальний Восток, поскольку стратегия бизнеса входящих в холдинг угольных компаний «Южный Кузбасс» и «Якутуголь» предусматривает последовательное наращивание сбыта продукции на экспорт в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов тоже считает, что программа РЖД актуальна. По его словам, Япония увеличила импорт угля с обычных 8-9 млн. тонн в месяц до 54,2 млн. тонн в июле. «Вероятно, она собирается развивать угольную энергетику, и такой высокий спрос будет надолго, - полагает эксперт. - Благодаря появлению нового крупного покупателя мировые цены на уголь сейчас более устойчивы, чем цены на нефть».

Он также заметил, что Россия занимает 38% в мировом экспорте угля и может влиять на его ценообразование. С начала текущего года мировые цены на нефть упали на 25%. При этом уголь в Европе подешевел на 20%, в Азии - на 18% и в США - на 12%. Ежемесячные закупки Китая пока колеблются на уровне 20 млн. тонн несмотря на замедление его экономики.

Обсудить статью на Форуме: перейти по ссылке