В. Якунин: Деньги должны работать

В. Якунин: Деньги должны работать

15 июля 2015, 20:39. Новости 1520. На минувшей неделе ведущее финансово-экономическое издание The Financial Times опубликовало статью, в которой президент ОАО «РЖД» высказал свою точку зрения на антироссийские санкции и дальнейшие инвестиции в стране. РЖД-Партнер публикует выдержки из данного текста.

Владимир Якунин, один из самых влиятельных бизнесменов России, предупредил, что европейские компании по причине неправомерных санкций упускают долгосрочные контракты на миллиарды долларов, которые они могли бы заключить в России, поэтому Москва сегодня обращается к новым партнерам. Таким как Китай.

В. Якунин отметил, что в стране сегодня запланировано строительство 770-километровой высокоскоростной магистрали Москва – Казань стоимостью $19 млрд.

Европейские железнодорожные компании из таких стран, как Италия, Франция, Германия и Испания, по словам президента РЖД, проявляли большой интерес к проекту, когда он еще находился на стадии обсуждения. Но после того, как в прошлом году с началом военного конфликта в Украине были введены антироссийские санкции, ни одно из перечисленных государств так и не подало заявку, несмотря на то, что никаких юридических препятствий для участия западных компаний в тендере не существовало.

Напомним, Российские железные дороги в прошлом месяце подписали контракт почти на $400 млн с китайской компанией China Railway Eryuan Engineering Group на разработку проектной документации для строительства ВСМ. В настоящее время в проекте также задействованы два российских института – ОАО «Мосгипротранс» и ОАО «Нижегородметропроект».

«Это не означает, что Китай автоматически получит многомиллиардный контракт на строительство, – отметил В. Якунин. – Но эта страна будет иметь преимущество».

«Компания, которая принимает участие в проектировании, находится в более выгодных условиях, – сказал глава РЖД корреспонденту Financial Times. – Потому что ей будет известно больше, чем ее конкурентам».

Издание отмечает, что В. Якунин придерживается консервативной позиции. В интервью немецкой газете Die Welt в мае этого года он подчеркнул, что в текущем развитии событий во многом виноваты Соединенные Штаты. По его словам, США спровоцировали кризис в Украине, для того чтобы вбить клин в отношениях Европы и России. Глава РЖД заявил, что санкции против РФ пошли на пользу США и их банкам. По словам президента РЖД, сегодня экономическими интересами зачастую пренебрегают в пользу геополитики. Напомним, что топ-менеджер включен в санкционный лист США, но не Европы.

«У нас есть информация, что американские дипломаты не просто устно призывали, но и фактически посещали глав европейских компаний, чтобы убедить их не приезжать в Санкт-Петербург в прошлом году», – отметил В. Якунин, говоря о Международном экономическом форуме, который ежегодно проходит в Северной столице.

Президент ОАО «РЖД» подчеркнул, что на протяжении длительного времени он убеждал власти страны в необходимости расширения железнодорожной сети. Теперь он чувствует, что время пришло. Запуск скоростного поезда «Сапсан» по маршруту Москва – Санкт-Петербург полностью изменил отношение правительства к скоростному сообщению. Сегодня заполняемость состава – 92%.

Очевидно, что в настоящее время Россия вместо неолиберальной модели развития, которую В. Якунин подвергает критике, решила применить подход, ориентированный на государство и инвестиции.

Китай и РФ подписали меморандум о сотрудничестве в рамках развития ВСМ. Но пока остается неясным, как КНР может способствовать реализации концепции Транс-Евразийского пояса развития, которая в марте была представлена президентом РЖД. План включает в себя развитие высокоскоростного коридора, в том числе строительство железной дороги и автомагистрали из Восточной Европы через Сибирь и Берингов пролив на Аляску. По словам В. Якунина, этот проект нуждается в триллионных инвестициях, однако международные банки, по его мнению, должны внести свой вклад в проект, который бы объединил Евразийский континент и стимулировал бы его развитие.

По словам корреспондента Financial Times, эта концепция невольно отсылает к эпическим советским стройкам 1930-х гг., хотя глава РЖД утверждает, что план является экономически жизнеспособным. Просто он требует другого подхода к срокам реализации.

В. Якунин отметил, что Россия должна инвестировать в подобные проекты в ближайшее десятилетие, а не создавать многомиллиардные долларовые запасы. «Конечно, мы должны иметь резервы. Но деньги в кармане – это впустую, – подытожил президент железнодорожного холдинга. – Деньги должны работать».

Обсудить статью на Форуме: перейти по ссылке