Кто станет владеть электричками

Кто станет владеть электричками

26 марта 2015, 19:16. Новости 1520. Тупиковую ситуацию с пригородным пассажирским сообщением пытаются решить, сменив собственников подвижного состава.

В поисках решения проблемы убыточности пригородного железнодорожного сообщения правительство и депутаты Государственной думы предлагают перевести локомотивы и вагоны пассажирских электропоездов в собственность РЖД.

Последствия такого шага, а также реализация концепции развития пригородного железнодорожного сообщения обсуждались на круглом столе, на котором присутствовали и корреспонденты Gudok.ru

Первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по вопросам собственности Валерий Селезнев выступая на круглом столе, предложил принять единый закон, который бы явился основной правовой базой для всех участников ж/д-сообщения. По его словам, "решение проблемы очевидно — это централизация процесса".

"Я думаю, что рельсы у нас одни, а значит, перевозчик должен быть единым. Поэтому настаиваю, что необходимо передать все пригородные пассажирские компании в ведение РЖД, создать единого заказчика, а на губернии возложить ответственность за предоставление статистических данных о платежеспособности населения", — прокомментировал Валерий Селезнев.

По поручению президента страны правительство уже подготовило программу повышения эффективности целевой модели организации пригородного сообщения. Сама модель зафиксирована в Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Согласно концепции, предлагается передать электрички в собственность пригородным пассажирским компаниям.

Тем временем на официальном сайте правительства сообщается, что перевозки в электричках с 2011 года осуществляют пригородные пассажирские компании, созданные РЖД совместно с регионами. В мае 2014 года была утверждена концепция развития ППП железнодорожным транспортом и план мероприятий по ее реализации.

Так, целевая модель организации пригородного железнодорожного сообщения предусматривает ряд обязательств со стороны федерального центра и региональных властей: областные и краевые правительства должны разработать комплексный план транспортного обслуживания населения, определить маршрутную сеть каждого вида транспорта, при этом обеспечив транспортную доступность каждого населенного пункта. Регулирующие органы субъектов, в свою очередь, должны оценить затраты перевозчиков, бюджетные возможности и установить тариф на перевозку пассажиров, обеспечивающий его ценовую доступность для населения региона.

Таким образом, формирование методологической базы для определения размеров платы за аренду и ремонт подвижного состава предлагается закрепить за федеральным центром. Здесь должны решаться споры между пригородными пассажирскими компаниями и регионами по вопросам установки экономически обоснованного тарифа на пригородные перевозки и цен на билеты для пассажиров. При этом Федеральная служба по тарифам должна контролировать исполнение субъектами РФ этих функций.

По словам Валерия Селезнева, в случае выполнения всех предписаний и рекомендаций, которые дает правительство РФ (передаче поездов, подвижного состава и депо пригородным пассажирским компаниям), то, как следствие, компания буквально потеряет подвижные составы.

"Ни в коем случае, на мой взгляд, нельзя передавать — на паритетных ли началах, в принудительном ли порядке — электрички в ППК. Как только они будут переданы РЖД, с компании снимут обязательства по содержанию вагонов и ремонтных депо, а так же пригородное пассажирское сообщение, — пояснил Валерий Селезнев. — Я выступаю за то, чтобы вернуть пригородные перевозки в исключительную компетенцию РЖД".

Между тем председатель межрегиональной организации "Союз пассажиров" Кирилл Янков заметил, что все пригородные перевозки необходимо сконцентрировать в отдельном виде бизнеса. По его словам, модель пригородной компании себя не оправдывает, а значит, необходимо создать другие механизмы.

"В ситуации, когда РЖД является единым владельцем инфраструктуры, нельзя спускать обязанность на субъекты федерации. Необходимы четкие и разнообразные модели перевозок, различные варианты с перевозчиками. Необходимо подумать над созданием статуса "гарантирующего перевозчика", которое должно иметь ОАО "РЖД", — заявил Кирилл Янков.

Институт глобализации и социальных движений подготовил доклад о ситуации в пригородных пассажирских перевозках на ж/д-транспорте "Гордиев узел нерешенных проблем. 4 года. Итоги". Документ направлен на рассмотрение президенту РФ и председателю правительства РФ 25 марта 2015 года.

"Ключевой проблемой в пригородном пассажирском железнодорожном сообщении является его недофинансирование как со стороны субъектов РФ, так и со стороны федерального центра", — отмечает руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов.

По его словам, важен переход на долгосрочные договора от 5—15 лет между субъектами РФ и перевозчиками.

"Из-за отсутствия таких договоренностей уровень износа пассажирской инфраструктуры (платформ и проч.) в сфере пригородного железнодорожного сообщения составляет 75%. Возраст 83% поездов ППК — более 20 лет", — добавил он.

В качестве примера участники круглого стола привели работу по долгосрочным договорам в Москве и Московской области. "Эти субъекты объединили свои усилия и готовятся к подписанию долгосрочного договора по взаимодействию с пригородными перевозчиками, работающими в этих регионах. Предполагается, что заказ на пригородное ж/д-сообщение субъекты сформируют совместно и сроком на 15 лет. Это позволит перевозчикам заняться обновлением подвижного состава, модернизацией инфраструктуры и планированием своей деятельности на долгосрочной основе. Новый формат отношений будет примером для всей страны", — добавил в заключение Василий Колташов.

Позицию РЖД по отношению к будущему пригородного сообщения выразил глава компании Владимир Якунин. Выступая на Дне железных дорог в Торгово-промышленной палате он напомнил, что из 73 регионов, где ходят электрички, соглашения о перевозке на этот год подписаны с 52. "Все соглашения краткосрочные — только на этот год. Тогда как такие решения должны приниматься на долгосрочный период как регионами, так и федеральной властью. Речь идет о покрытии расходов за использование инфраструктуры, обнулении ставки НДС для пригородных пассажирских компаний. В случае если решения будут долгосрочными минимум лет на 15, тогда можно вести речь об инвестициях в электрички", — отметил глава РЖД Владимир Якунин.

С 2011 года перевозкой пассажиров в пригородных поездах занимаются пригородные пассажирские компании. Всего их 27. В большинстве компаний региональные власти выступают как соучредители. Правительство региона заказывает пассажирские перевозки в своей компании. Та оценивает свои расходы и приблизительный пассажиропоток. Поскольку компания — монополист, она согласовывает тариф со специальной региональной комиссией. Правительство региона затем решает, сколько будут платить пассажиры. К примеру, если тариф компании — 30 руб. за 10 км пути, то регион может субсидировать перевозки: 20 руб. будет платить пассажир, а 10 руб. перевозчик получит из казны.

В 2013 году в шести из 73 регионов пассажиры полностью оплачивали стоимость проезда, еще в 15 — регионы не имели задолженности перед "дочками". У остальных были проблемы.

По данным РЖД, в 2014 году региональные бюджеты должны были заплатить пригородным компаниям около 15 млрд руб., но только 8,7 млрд руб. было заплачено. В 2015 году речь идет о компенсации 24 млрд руб., однако у региональных властей есть на эти цели лишь 7,9 млрд руб.

Обсудить статью на Форуме: перейти по ссылке