«Зайцы» и Заичко. Почему нерентабельны электрички?

«Зайцы» и Заичко. Почему нерентабельны электрички?

10 февраля 2015, 19:28. Новости 1520. Едва мы успели написать о том, чем грозит Тверской области отмена электричек, как в ситуацию вмешался САМ президент РФ Владимир Путин. «Вы что, с ума сошли?» — воскликнул он на заседании правительства, обращаясь к вице-премьеру Аркадию Дворковичу. И велел восстановить пригородное сообщение в стране.

Сразу же губернатор Тверской области Андрей Шевелев встретился с начальником Октябрьской железной дороги Олегом Валинским и подписал соглашение о стратегическом сотрудничестве. На маршруты в регионе вернулись 60 отмененных электричек, ходивших до 31 декабря 2014 года. Среди них — рейсы на Бологое отправлением из Твери в 5:03, 15:24 и 19:03 и обратно, на Торжок отправлением из Твери в 6:54 и 15:50 и обратно, поезда Осташков — Бологое, Осташков — Великие Луки, Сонково — Бологое, рельсовый автобус Ржев — Русаново и другие.

Чудеса неэффективности

Однако остался неприятный осадок: это что же у нас за рыночная экономика, если решать вопросы расписания электричек должен непосредственно президент? Брежнев электричками не повелевал – при всей командно-административной сути советской экономики. А еще у специалистов есть подозрение, что все это ненадолго.

Во всем мире дешевое и эффективное пригородное сообщение является основным элементом развития территорий, в особенности – крупных агломераций, где пересадить людей из автомобилей на ходящий по расписанию и не стоящий в пробках железнодорожный транспорт (чаще всего скоростной) является жизненно важной задачей. Даже в Китае разрешения на строительство крупных жилых комплексов дают только тогда, когда рядом есть станция электричек.

Россия, самая большая и необжитая страна Европы, вместо того, чтобы развивать пригородное сообщение, решила его свернуть, отдав электрички на откуп РЖД и регионам, которые должны компенсировать железнодорожному монополисту выпадающие доходы (транспортные перевозки убыточны по определению, а у нас, судя по всему, они убыточны втройне – из-за непрозрачности).

Судя по всему, проблема пригородного сообщения опять заморозится – с тем, чтобы всплыть на поверхность через несколько месяцев.

Транспортный эксперт, генеральный директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов в эфире телеканал «Дождь» прогнозирует отмену еще большего количества направлений пригородного сообщения:

— Через полгода мы придем к тому, что будет отменено еще большее количество электричек, потому что те финансовые затраты, которые понесут пригородные пассажирские компании на восстановление, а потом очередную отмену, сильно ударят по бюджету этих компаний. Они снова пойдут к губернаторам за еще большими деньгами, а губернаторы будут еще больше возмущаться. Снова возникнет патовая ситуация, и снова летом будут отменяться электрички.

Не знаем, будет ли Аркадий Дворкович разбираться в высшей степени с непрозрачной экономикой российских электричек.
— В 25 раз РЖД увеличили тариф на использование рельсов и, соответственно, вокзального оборудования, — сообщил губернатор Тульской области Владимир Груздев, когда его спросили, куда девались электрички. И это еще далеко не все чудеса.

Мы сделали попытку проанализировать деятельность ОАО «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания», пользуясь открытыми источниками.

По принципу «кормушки»

— В убыточности электричек виноваты зайцы! – заявил губернатор Тверской области Андрей Шевелев.

Даже на первый взгляд простого пассажира пригородные электрички — на редкость неэффективные, некомфортные и несовременные. Такой привет из 70-х, и по дизайну, и по общей атмосфере.

Толпы охранников на каждом перроне, а также многочисленные бригады контролеров в сопровождении охранников в поездах создают ощущение какой-то искусственной занятости населения. Смысла в этих толпах все равно нет, «профессиональный» пассажир (человек, который ездит на электричках каждый день) знает, как сэкономить. Он либо берет билет на одну зону проезда, либо просто встает и без разговоров идет впереди контролеров к выходу с тем, чтобы перебежать в уже проверенные вагоны. Действия контролеров и пассажиров напоминают хорошо знакомый спектакль, где все друг другом довольны и ни у кого нет никаких претензий друг к другу.

На остановке зайцы выскакивают и бегут через пути по своим делам: на учебу и на работу. В это же время члены совета директоров ОАО «МТ ППК» министр транспорта и связи Тверской области Андрей Суязов и советник губернатора Тарас Заичко (к вопросу о виноватых зайцах!) голосуют за то, чтобы направить 46 млн рублей на аренду офиса в Москве. В Твери за такие деньги можно было бы арендовать полгорода, но легкие пути – не для нас.

В плане закупок товаров для Московско-Тверской пригородной пассажирской компании на 2015 год каких только чудес нет! От «оказания услуг по обслуживанию аквариумов» (151 тыс рублей) и закупки мебели для офисов примерно на два с половиной миллиона до поставки автотранспортных средств в виде автомобилей Тойота Камри, Тойота Лэнд Крузер Прадо (примерно пять миллионов рублей). И это только в этом году два таких автомобиля закупаются – при том, что компания существует с 2010 года и, наверное, раньше тоже не отказывала себе в подобных приятных мелочах. «Лэнд Крузер» туда, «Камри» сюда…
Что-то это сильно напоминает. Не знаменитую ли фирму, которая сдает правительству Тверской области 12 представительских автомобилей за 92 млн рублей в год? Кстати, там тоже наблюдаются уши того самого Заичко.

Отложенный коллапс

Контрольный пакет акций «Московско-Тверской пригородной пассажирской компании» не принадлежит РЖД. У них 50-2 акции. 25+1 – у комитета по управлению имуществом Тверской области, и столько же, 25+1, – у ООО «МПК» (где в составе руководства и значатся Суязов и Заичко). Т.е. тверской губернатор имеет на эту компанию все рычаги влияния. Но почему-то не желает ими воспользоваться.

У нашей ППК, как, думается, и у других подобных компаний в России, в собственности только стулья, компьютеры и представительские лимузины. 80-90% остальной финансово-хозяйственной деятельности – это «закупки у единственного поставщика».

— Практически все ППК — это не слишком обременённые имуществом компании, уставный капитал, которых составлял несколько десятков тысяч рублей. Основные убытки ППК — это аренда подвижного состава у РЖД, ремонт и т.п. услуги, которые практически все завязаны на РЖД, а также тарифы за пользование инфраструктурой. РЖД не хотело передавать в уставный капитал подвижной состав, потому что боялось банкротства заведомо убыточных ППК, — рассказывает Церен Церенов, в бытность которого руководителем департамента транспорта и связи Тверской области создавалось ОАО «МТ ППК»
Судя по всему, у бывшего губернатора Дмитрия Зеленина, с его бизнес-мышлением, были планы, как сделать современным железнодорожное сообщение между Тверью и Москвой и заодно оживить Торжокский вагоностроительный завод, выпускающий электрички. Разного рода системы лизинга и т.д. Но «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Тверская областная власть в 2010 году предлагала довести до конца процесс создания ППК: наделить их имуществом и создать эффективную модель функционирования ППК, при которой их деятельность не была бы убыточной.

— Однако у нас не принимаются системные решения, плюс никто не хотел разбираться в непрозрачных делах РЖД, а потому в 2010 году решили выделять 25 млрд руб в год РЖД для компенсации затрат. Тем самым еще на 5 лет продлили агонию, но главное – не создали стимулов и условий (то, что должно делать правительство) для изменения ситуации. В итоге все заинтересованные стороны продолжили жить как и жили. До следующего шантажа со стороны РЖД, — пишет Церен Церенов в своем Фейсбуке.

То есть недалек тот день, когда нас опять поставят перед фактом, что добираться до работы или учебы не на чем, электрички отменили. И снова кто-то найдет путь к ушам президента, расскажет ему, что делается в стране, президент опять даст поручение Дворковичу… И все начнет двигаться по замкнутому кругу, без попыток найти системное решение проблемы. Может быть, стоит изучить зарубежный опыт? Ну почему везде, кроме России, есть современные скоростные электрички, которые никто не отменяет?

Обсудить статью на Форуме: перейти по ссылке