Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Вокзал станции Самара
Форум работников железнодорожного транспорта > Курилка > Разное > Остановки
Доронин Максим
ВОКЗАЛ СТАНЦИИ САМАРА.
В 1857 году генерал-губернатор Оренбургской губернии, ссылаясь на удаленность подведомственных ему территорий и заручившись поддержкой Самары, внес предложение в Правительство о прокладке железнодорожных путей через Самару до Оренбурга. Министерству потребовалось десять лет, чтобы рассмотреть данное предложение и вынести по нему свое заключение. 30 мая 1867 г. Оренбургский генерал-губернатор Крыжановский получил сообщение из столицы, что ему дозволяется на частные средства провести изыскания по определению места прокладки оренбургской ветки. Для организации и проведения изыскательских работ был создан совместный Самаро-Оренбургский комитет, в который от Самары вошли городской глава купец М.М. Назаров и председатель земской управы М.М. Наумов.

В 1870 г. распоряжением императора инженеру Быкову поручили за казенный счет произвести изыскания по предлагаемому направлению Самаро-Сызранской железной дороги. В 1874 г. был утвержден проект дороги со всеми станционными сооружениями от Сызрани до Оренбурга через Самару – Бузулук и утвержден устав акционерного общества Оренбургской железной дороги, которое приняло обязательства за три года построить линию Батраки – Оренбург с вокзалами, другими станционными сооружениями общей стоимостью более 30 миллионов рублей.

Утвержденный правительством проект новой линии Самаро–Златоустовской дороги предполагал расположение ж.д. станции в стороне от губернского города. На заседании городской Думы был выработан, а затем направлен, с прошением внести изменения в проект, более выгодный план расположения станции: «… самое удобное для города… направление железной дороги было бы следующее: подъем р. Волги по Старо-Самарской улице, через театр (здесь имелся в виду старый театр, располагавшийся в районе современной Хлебной пл.), первую полицейскую пожарную часть, мимо хлебных амбаров, … кирпичных сараев, с устройством вокзала возле нового кладбища…». На это предложение уполномоченным Оренбургской железной дороги в своем письме от 30 января 1875 года Городскому Голове сообщает, что по плану министерства внутренних дел вокзал должен стоять в 3-х верстах от города, а если городское общество хочет иметь вокзал в черте города , то должно бесплатно отдать Оренбургской ж.д. земли необходимые для этого строительства. В этом же году Городской Голова Е. Кожевников подписал решение «…признать… выгодным в интересах города , отвести место под линию ж.д. и вокзал, в количестве 122 десятин 800 саженей на изложенных в докладе комиссии условиях,… и тогда только вокзал будет устроен… между старым и новым кладбищами, так сказать в центре города…»

В июле 1875 г. был заложен фундамент вокзала и к концу следующего года здание в чернее было завершено. Строительство вокзала велось под руководством петербургского архитектора де Рошефора. Здание, значительно украсившее в свое время губернскую столицу, относилось к типовым станционным строениям 1-го класса, было построено в стиле итальянского ренессанса и состояло из двух пассажирских залов, буфета, билетной кассы и служебных помещений.

Вскоре, после завершения строительства здания вокзала, началось благоустройство привокзальной территории – ее разровняли и утрамбовали, а в 1876 году, по проекту все того же Рошефора, была заложена часовня во имя Иверской иконы Божьей Матери. Она была воздвигнута в память благополучного завершения голода на территории Самарской губернии в 1873-74 гг. Освятил часовню Епископ Герасим 9 апреля 1877 г. Деньги на строительство часовни собирались, как говорится, всем миром. Значительную сумму внес Городской Голова П.В. Алабин. Позднее, между зданием вокзала и часовней был разбит небольшой круглый сквер.

Затем, в течение еще 10 лет, Самарское общество никак не могло решить по чьим конкретно частным владениям будут проложены ж.д. пути от вокзала до волжской пристани. 12 марта 1885 года Министерство внутренних дел просит Самарского Губернатора «…предложить городской управе ускорить принятия решения о выборе направления ж.д. ветки из трех предложенных вариантов».

В сентябре 1888 г. Городской Голова П.В. Алабин рапортовал Городской Думе, что «…железнодорожная ветка в настоящее время построена начиная от ж.д. моста около Сызрани и проходит по набережной рек Самары и Волги». 8 сентября 1890 года было открыто движение на всей протяженности Самаро - Златоустовской железной дороги.

В 1897 году вокзал ж.д. станции Самара был электрифицирован. К концу XIX века пассажирский поток настолько увеличился, что вокзал уже не мог качественно выполнять свои функции. В 1914 году началась реконструкция здания вокзала: был пристоен зал для пассажиров четвертого класса и два небольших башенного пита пристроя по краям. Перед самой революцией надстраивается центральная часть вокзала.

За весь дореволюционный период привокзальная площадь не меняла своего облика, если не считать подросших деревьев.

Формирование площади, как таковой, началось со второй половины 20-х гг. и происходило вплоть до конца 70-х гг. ХХ в. В 20-х гг. была разрушена часовня, а небольшой скверик превращен в большую клумбу со скульптурой ребенка в центре. Более четкие границы площадь получила с возведением в 1927 г. здания управления Самаро - Златоустовской железной дороги. Оно возводилось по проекту Самарского архитектора П.А. Щербачева в стиле «модернизированной классики» - объемная композиция основана на традициях классической симметрии с использованием художественных форм модерна. Барельефы фасада запечатлели сцены трудового подвига советского народа. Центральный вход обрамляли крупные фигуры тружеников (слева - мужчина, справа – женщина). Длительное время место перед управлением до трамвайной линии представляло собой «дикое поле» поросшее бурьяном. В середине 30-х годов с площади убирают трамвайные пути и всю ее асфальтируют. 16 ноября 1933 года на заседании транспортной секции Горсовета постановили «…просить управление Трампарка дать свои соображения относительно переноса трамвайной линии по Красноармейской улице около стадиона до вокзала…, считать благоустройство Вокзальной площади необходимой. Уточнить вопрос капиталовложений на 1934 г. Управлению Самаро - Златоустовской ж.д. на благоустройство Вокзальной площади в сумме 100 тыс.руб.». В план дорожно-мостовых работ на 1934 год Горсовет включил укладку асфальтированного покрытия на площади от улицы Вокзальной (ул. Агибалова) до Кладбищенской (ул. Спортивная), затем по Кладбищенской до Красноармейской с тротуаром и поребриком. В этом же году Горсовет, на заседании 7 августа, рассматривает вопрос о строительстве поликлиники для работников Самаро - Златоустовской ж.д. и предлагает Управлению дороги «представить проект строительства и размер ассигнований».

16 февраля 1935 г. Президиум Горсовета постановил: «…п6. Обязать АПУ составить проект реконструкции квартала (№ 83) в увязке с реконструкцией всей Привокзальной площади за счет Управления дороги… п.7. Принять к сведению заявление от представителя дороги, что Управление дороги обеспечит необходимым количеством рельс, потребных для исправления и прокладки трамвайного пути на Привокзальной площади» (имеется ввиду по ул. Красноармейской). В этом же году, подводя итоги составления схемы планировки города Куйбышева, Горсовет постановил: «…п3. Наряду с разработкой генерального проекта планировки обязать АПУ составить проект застройки районов первой очереди: а) на часть набережной общего пользования от ул. Вилоновской до Некрасовской, б) проект реконструкции пл. Чапаева, в) проект реконструкции Красноармейской площади, …з) проект реконструкции Вокзальной площади».

Благоустройство последней затягивалось из-за срыва сроков строительства поликлиники, которое тормозилось из-за того, что необходимо сносить жилые дома. В январе 1938 г. Президиум Горсовета принимает решение «Предложить Управлению ж.д. и Стройтресту немедленно разработать план проведения работ с таким расчетом, чтобы поликлиника, по приказу Наркома Путей Сообщения, была пущена в эксплуатацию с 1-го июля 1938 г». Но этот срок оказался не реальным и в сентябре Горсовет принимает решение «просить Наркома Путей Сообщения т. Кагановича дать соответствующее распоряжение руководству дороги им. Куйбышева (Постановление ЦИК о переименовании С.-З. ж.д. в дорогу имени В.В. Куйбышева от 23.05.1936г.) о принятии решительных мер к окончанию строительства поликлиники на станции Куйбышев в 1938 г.». Эпопея с поликлиникой закончилась благополучно и ее здание и по сей день обрамляет Вокзальную площадь.

В 1948 году площадь переименовывают в Комсомольскую, но и сейчас чаще можно услышать «Привокзальная» или «Вокзальная» площадь.

В 50-ые годы перед зданием вокзала вместо «Круглой клумбы» с фигурой ребенка в центре появляется «квадратная» клумба с фигурой мужчины, держащего на плече ребенка. С двух сторон клумбу обрамляют ступеньки и шары на тумбах (любимый декоративный элемент архитектуры 50-х гг.). эта скульптурная композиция была заменена на стелу, по всей видимости, где-то в 1973-75 годах, когда производилась реконструкция вокзала «с увеличением его емкости до 3500 тыс. пассажиров» в год.

Новые здания, очерчивающие Вокзальную площадь сегодня (за исключением нового вокзала), были построены в 70-е гг. ХХ в. 29 декабря 1972 г. был подписан акт приемки в эксплуатацию высотного дома по ул. Спортивной №1 с помещением в первом этаже служб железной дороги. В 1974 г. был отведен большой участок земли на выходе ул. Л. Толстого на комсомольскую площадь для строительства сортировочного почтамта железной дороги. В 1979 г. строительство было завершено.

Через 120 лет эксплуатации вокзала в условиях возрастающих нагрузок и вибрации ввиду его ветхости и аварийности было принято первоначально решение о его перепланировке и реконструкции с сохранением внешнего фасада и внутренней исторической атрибутики. В процессе проектно-изыскательских работ выяснилось, что несущая способность его фундаментов и стен требует его сноса. Учитывая, что здание вокзала ст. Самара было занесено в республиканский реестр исторических и архитектурных памятников была проведена большая работа, чтобы доказать необходимость его сноса. Для этого в 1995 году тремя независимыми организациями «Самараинвест», «Горжилпроект» и «Оргтехстрой» были выполнены обследования строительных конструкций здания вокзала. Все рти организации дали однозначное заключение о необходимости разборки здания в связи с его аварийностью. Часть здания разобрали, подготовив площадку для строительства новой очереди.

После длительного процесса согласований и выбора проектных и строительных организаций, а также вариантов архитектурно-строительных решений 17.05.96г. на совещании, в котором принимали участие Глава администрации Самарской области Титов К.А., заместитель министра путей сообщения Аксененко Н.Е. и начальник Куйбышевской железной дороги Левченко А.С., было принято решение о долевом финансировании строительства вокзала ст. Самара в следующих размерах: МПС – 30%, Куйбышевская железная дорога – 40%, Администрация Самарской области – 30% от сметной стоимости строительства.

Летом 1996 года, в канун Дня железнодорожника, в Самаре стартовала одна из крупнейших строек на транспорте – новый вокзальный комплекс.

Генпроектировщик – Самарский институт «Самарагорпроект» (главный архитектор Храмов Ю.В.), генподрядчик – ООО «Волгатрасстрой» (генеральный директор Сонин В.В.).

Следует отметить, что строительные работы велись без прекращения движения пассажирских и пригородных поездов через станцию Самара по разработанной временной технологии. При этом максимально принимались все возможные меры по обеспечению необходимых удобств для пассажиров.

25 мая 1999 года состоялось торжественное открытие 1 пускового комплекса вокзала – конкорса. Конкорс – важная составная часть нового вокзального комплекса. Это крытый переход через железнодорожные пути и на посадку к поездам. Здесь разместился комфортабельный зал ожидания, оборудованный лифтами для пассажиров преклонного возраста и инвалидов, электронной и визуальной световой информации, громкоговорящей системой оповещения, городской и междугородней телефонной вязью. В зале ожидания имеются 2 буфета, туалеты. Для контроля за порядком установлены 12 телекамер. Общая площадь конкорса 3750 кв.м.. Единовременная вместимость 540 чел. Современный дизайн – сочетание металлического каркаса и стеклопакетов -0 сделали это сооружение одним из красивейших зданий в Самаре. Современный экстерьер сочетается с прекрасным решением интерьера. Архитекторы использовали все возможности индустрии.

Конкорс стал современным произведением не только российских строителей, но и работников других стран. Так, например, металлический каркас был изготовлении в России, стеклопакеты, наполненные аргоном, в Италии, автоматическая система пожаротушения – из Хорватии.

В декабре 1999года пущен в эксплуатацию пешеходный тоннель №2, что позволило разгрузить действующий один тоннель.

3 июня 2000 года введен в эксплуатацию 2-й пусковой комплекс – здание, где разместилась гостиница (так называемый блок №1) и часть вокзала между ним и конкорсом (блок №2). Общая площадь построенного комплекса составляет 6795 кв.м. Кроме гостиницы в этом здании размещаются сервис центр, технические помещения, администрация вокзала, медпункт, буфеты, парикмахерская с женским и мужским залами, просторное помещение для деловых встреч с банкетным залом и баром.

В помещении, соединяющем блок №1 и конкорс оборудованы билетные кассы и размещена вся необходимая пассажиру справочная информация.
Завершилось строительство первой очереди вокзала 24 декабря 2001 года открытием 3-го пускового комплекса – высотной части здания вокзала. В центральном объеме 1 очереди размещаются следующие помещения: пешеходные переходы на уровне тоннелей и места для встречающих, камеры хранения багажа, залы ожидания пассажиров, на уровне конкорса и выше – культурный центр с видеозалом, на 6 этаже расположен сервис центр и фонтан. Предусмотрены панорамные лифты, эскалаторы, киоски печатной продукции и т.п. В верхней половине центрального высотного объема здания размещаются помещения административно-хозяйственной и технической служб.


В настоящее время общая площадь вокзального комплекса со смотровыми площадками составляет более 32 тыс. кв.м., из них площадь внутренних помещений – 25 тыс. кв.м. Полезная площадь на одного пассажира дальнего следования – 5,6 кв.м. Пропускная способность вокзала – 11,8 тыс. человек в сутки, единовременно вокзал может вместить более 2600 человек. Ежесуточно вокзал принимает более 16 тысяч пассажиров.

Перспективной разработкой второй очереди вокзального комплекса на станции Самара предусматривается разместить: операционно-кассовый зал, багажное отделение, почту, телеграф, справочные, комнату матери и ребенка, зал официальных делегаций, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения для работников вокзала и служебные помещения для персонала, торговые точки, а также офисные помещения.

После завершения строительства жители города Самара получат современный и красивый вокзальный комплекс, предоставляющий пассажирам все необходимые услуги. Разделится поток прибывающих и отправляющихся пассажиров. Прибывающие пассажиры через тоннели будут выходить прямо на остановочные пункты городского транспорта, а отъезжающие пассажиры пройдя через здание вокзала, кассовый зал попадают в конкорс не пересекаясь со встречным потоком пассажиров, что создаст дополнительные удобства жителям и гостям города и области. Расчетная суточная пропускная способность вокзала составит более 63 тысяч пассажиров, расчетная вместимость вокзала составит 5700 пассажиров дальнего следования и 1600 пригородного сообщения. После сдачи в эксплуатацию всего вокзального комплекса Самара получит достойное себя архитектурное сооружение, ведь вокзал – это «ворота» и лицо города.
Интересные факты:


  • Железнодорожный вокзал имеет смотровую площадку. Это большой балкон вокруг купола вокзального комплекса, откуда открывается прекрасный вид на Самару от набережной Волги до районов Безымянки. Площадка находится на высоте 95 метров и равнозначна уровню 18-го этажа, а общая высота купола вокзала вместе со шпилем достигает 114 метров.
  • В здании Самарского вокзала на 2-м этаже имеется исторический музей Куйбышевской магистрали.
  • На вокзале имеется 2 зала ожидания повышенной комфортности:
    «Эконом» — на 4-м этаже, где также имеется касса по продаже билетов на все направления, международная касса, ксерокс, факс, в продаже имеются телефонные карты.
    «Комфорт» — на 6-м этаже с видом на зимний сад с фонтаном. Зал оснащен удобной мебелью, кондиционерами и телевидеоаппаратурой.
Фотографии вокзала, который был раньше. Прошлое...





Фотографии вокзала, который сейчас в Самаре. Современный комплекс.







Романтик РЖД
Надеюсь в скором времени побывать в Самаре.
Доронин Максим
Еще две хорошие фотографии вокзала:

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Доронин Максим


Художник: Дмитрий Спирос.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2017 IPS, Inc.